Импортозамещение ВКС на практике
Тема импортозамещения актуальна в России вот уже несколько лет с тех пор, как были введены санкции по отношению к крупным российским заказчикам. По наблюдениям сотрудников компании Vinteo, каждый второй запрос по ВКС включает требования по импортозамещению. В некоторых проектах эти требования определяющие,
Еще одно соображение лежит в области безопасности и связано с тем, что сегодня все центры выдачи сертификатов безопасности HTTPS находятся за рубежом. Гипотетически их могут закрыть для России. И если в этом случае все решения Vinteo перейдут на использование протокола HTTP, то эксплуатация систем, построенных на импортном оборудовании, которое полностью переходит на работу только по HTTPS без поддержки HTTP может вызвать определенные затруднения. Об этом необходимо задуматься уже сегодня.
На волне тренда импортозамещения появились отечественные компании, ведущие достаточно агрессивные маркетинговые компании. Заказчику зачастую достаточно тяжело разобраться во всем многообразии предложений. Причем не столько из-за их обилия, сколько потому, что заказчик на старте проекта не всегда понимает разницу между различными технологиями видеосвязи, а поставщики намеренно нивелируют разницу между ними для продвижения своих продуктов на рынок.
Неподготовленному заказчику достаточно сложно, а иногда практически невозможно отличить профессиональную видеоконференцсвязь от видеокоммуникаторов или веб-коммуникаторов. Это класс более дешевых для заказчика продуктов (не нужно приобретать специальные оконечные устройства), но с платной инфраструктурой для организации сервиса на стороне провайдера. Эти сервисы нашли применение в основном при чтении онлайн-лекций, проведении широких презентаций и тренингов через публичный Интернет.
Программно-аппаратная платформа видеоконференцсвязи – это решение более высокого класса, аналогичное и полностью совместимое по своему функционалу с такими известными решениями классической видеоконференцсвязи, как Polycom, Tandberg и Codian (теперь Cisco), в которых основная нагрузка кодирования и обработки видео ложится на сервера и инфраструктуру ядра системы, что позволяет использовать низкоскоростные каналы связи, стандартные устройства (кодеки) видеоконференцсвязи, а в случае применения персональных компьютеров или смартфонов в качестве абонентских устройств – их относительно маломощные версии.
Такая платформа способна обеспечить высочайшее качество изображения и звука во время переговоров, и к тому же в базовой комплектации уже поддерживает весь необходимый дополнительный функционал ВКС, который на старте проекта может быть неочевиден для заказчика. Однако с первых шагов по внедрению и началу эксплуатации ВКС, их наличие становится очевидным для пользователя, а их отсутствие оказывается неприятным сюрпризом для заказчика. Для примера можно привести такие функции, как запись, технологии преодоления межсетевого экрана для абонентов, возможность работы с внешними абонентами, ну и главное отличие – микширование сервером видеоизображения.
Альтернативные технологии, предлагаемые на рынке и позиционируемые производителями как «видеоконференцсвязь», но при более пристальном рассмотрении являющиеся веб-конференциями или даже видеокоммуникаторами или их модификациями, наоборот переносят основную нагрузку по кодированию/декодированию изображения на абонентские устройства. Для этого они зачастую используют для передачи изображения абоненту не один поток видео, а два, три и более. При этом абонентское устройство должно само формировать необходимую ему картинку на экране, что удешевляет инфраструктуру, но предъявляет заметно большие требования как к каналам связи, так и к персональным компьютерам и в результате ведет к потерям в качестве изображения и даже звука.
Явным признаком таких решений является требование по подключению стандартных кодеков ВКС через специальное устройство – шлюз, и при этом вендор накладывает прямые ограничения на количество таких подключений.
Исторически видеоконференцсвязь как технология вышла на российский рынок раньше видеокоммуникаторов и веб-конференцсвязи, которые были востребованы лишь при организации связи точка-точка и дистанционного чтения лекций и телеобучения. Они практически никогда не применялись для организации бизнес-процессов у заказчиков из-за своих функциональных ограничений.
Таким образом, тема импортозамещения явно соседствует с проблемой совместимости с уже имеющимся парком ВКС-оборудования у заказчика. Можно констатировать, что сегодня практически все крупные заказчики имеют в арсенале целый набор инфраструктурного и оконечного оборудования ВКС зарубежного производства, иногда даже от разных вендоров. Это оборудование либо уже морально устарело, либо заказчику требуется развитие и расширение этих систем, но оно недоступно из-за санкций или контр-санкций. Заказчик привык пользоваться ВКС, ему необходимо сохранить ранее сделанные в ВКС инвестиции, и перед ним встает непростая задача по закупке либо по включению в свою сеть ВКС новых сегментов с последующим объединением этих сегментов в единую сеть ВКС, работающую без перебоев.
Vinteo – одна из немногих компаний в мире и единственный производитель в России, который гарантирует полную совместимость на уровне инфраструктуры (ядра) системы ВКС с наиболее известным оборудованием зарубежных вендоров (Polycom, Codian, Cisco, Tandberg), а также высокую совместимость с другими известными на рынке вендорами ВКС. «Сервер видеоконференций „Vinteo“ включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных приказом № 165 от 18.04.2016 г. Минкомсвязи России.
Надежность решений Vinteo подтверждают такие заказчики, как ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги», АО «Русский Уголь», ГК АО «Мосметрострой», Главное управление МВД России по Иркутской области, Управление МВД России по Псковской области, Росфинмониторинг, Минприроды.
Оборудование Vinteo доступно для заказа в компании IT-STOCK.RU